Умберто Эко, Маятник Фуко
— Я же скептик!
— Нет. Вы Фома недоверчивый. Это другое.
ДВА ОБРАЗА ВЕРЫ
Мартин Бубер написал целую книгу об отличии веры древнего Израиля от веры, которую несли народам апостолы Йешуа. Он так и назвал свой труд — «Два образа веры». В двух словах основную идею можно взять прямо из предисловия:
Есть два — и только два — образа (или типа) веры. Конечно, существует великое множество содержаний веры, но собственно вера известна нам лишь в двух основных формах. Обе они проявляются в нашей повседневной жизни. Одна форма веры выражается в том, что я доверяю кому-либо, пусть даже у меня нет «достаточного основания» доверять этому человеку. Другая форма веры обнаруживается в том, что я, тоже без достаточного основания, признаю истинность чего-либо.
Мартин Бубер. Два образа веры.
Пер. с нем./под ред. П.С.Гуревича, С.Я.Левит, С.В.Лезова
Согласно М. Буберу, именно «доверие» понималось под словом «вера» в Танахе. Именно доверие Б-гу — та вера, которая засчиталась в праведность Аврааму, та вера, которой, по словам пророка Хавакука, будет жив праведный. То есть различие между верой, о которой говорят пророки, и верой, о которой говорят христиане, — это различие между «доверяю тому-то» и «верю в то, что…» Однако так ли велика эта пропасть между значениями слова?
НЕВЕРУЮЩИЙ ИЛИ НЕДОВЕРЧИВЫЙ?
Мы уже рассматривали так называемое «исповедание Фомы» в Евангелии Йоханана. Когда Фоме рассказали, что Йешуа появлялся живым после мученической смерти, он не поверил этому. Поверил же только тогда, когда встретил Его сам. За что получил упрек: «Ты потому уверовал, что увидел Меня. Блаженны не видевшие и поверившие.»
С какой верой мы имеем здесь дело? Какой веры не хватало Фоме? Веры ли в догмат о воскресении из мертвых? Кстати, не верящих в него еврейская традиция лишает удела в грядущем мире. Однако это, конечно, было бы слишком общо. Фома не верил в то, что Йешуа действительно ожил. Получается, что это вера номер 2 — признание истинности факта воскресения.
Но не стоит торопиться. Посмотрим на это под другим углом. Фома не просто абстрактно не верил в то, что Йешуа воскрес «при Понтийстем Пилате». Он не поверил, когда ему об этом сообщили люди, которые сами встречали Йешуа после смерти, а не прочитали об этом в миссионерской брошюре. Он не доверял их свидетельству — и тут мы имеем дело с верой номер 1. Фома не доверял очевидцам. Ну и, видимо, не доверял предсказаниям Самого Йешуа о предстоящей смерти и воскресении. Фома не доверял — и потому не верил. Так что оба образа веры, которые Мартин Бубер развел в стороны, обнаружив между ними чуть ли не пропасть, иногда накладываются, переплетаются и сливаются друг с другом.
«ФОМА» ИЗ ТАЛМУДА
Однако недоверие ли имел в виду Йешуа, когда упрекал Фому? Вот эта история, которая неоднократно встречается в Талмуде, поможет ответить на наш вопрос.
«И ворота твои — из карбункулов» (Йешаяѓу 54:12). Когда рабби Йоханан сидел [перед учениками] и толковал, [он объяснял это так]: в грядущем Святой, благословен Он, доставит драгоценные камни и жемчужины [размером] тридцать на тридцать [локтей], вырубит из них [проемы размером] десять на двадцать [локтей] и поставит их во вратах Иерусалима.
Бава Батра 75 а, перевод Арье Ольмана, Эйн Яаков, «Лехаим», «Книжники», 2016
Некий ученик стал насмехаться над ним, говоря: [камней] с голубиное яйцо не найти, где же отыскать такие [огромные драгоценные камни]? Прошло время; как-то плыл он на корабле по морю и увидел ангелов служения, вырезающих драгоценные камни и жемчужины [размером] тридцать на тридцать [локтей]. Сказал он им: для чего это? Сказали ему: в грядущем Святой, благословен Он, поставит их во вратах Иерусалима. Вернулся он к рабби Йоханану и сказал ему:
— Учи, учитель, подобает тебе учить так — что ты сказал, то я видел [своими глазами].
Сказал тот:
— Пустой [человек], неужто если бы не увидел, не поверил бы? Ты насмехаешься над словами мудрецов!
Взглянул на него — и тот превратился в кучу костей.
Понятно, почему этот текст помогает понять выговор Фоме. Уж очень похожую отповедь получает безымянный ученик рабби Йоханана.
Вина скептика была не в том, что он не верил в существование чрезвычайно крупных драгоценных камней. Неверие в пятнадцатиметровые «сапфиры, алмазы, жемчуга и бирюзу» как раз совершенно естественно, как и неверие в то, что убитый и похороненный человек ходит живым по улицам. Рабби Йоханан не стерпел того, что ученик не доверился его авторитету учителя. Тем самым он уничижил авторитет мудрецов. Замахнулся на святое. У него не было доверия свидетельству. Не было веры номер 1. А потому — не было и веры номер 2.
Этот отрывок — еще один пример параллелей между традицией, переданной евангелистом Йохананом, и еврейскими источниками, вдобавок к тем, о которых мы писали здесь и здесь.
Да, сходство несомненное… Только для Фомы в тот раз все закончилось куда лучше.
Дмитрий Резник
Май 2019, Чешир, Коннектикут
Спасибо. Как всегда познавательно и интересно
НравитсяНравится
Спасибо!
НравитсяНравится