ЗРЕНИЕ И ПРОВИДЕНИЕ

В статье «ЖИЗНЬ ДО РОЖДЕНИЯ» мы уже говорили о встрече Йешуа и Его учеников с человеком, который был слеп от рождения:

1 И проходя, Он увидел человека слепого от рождения.
  2 И спросили Его ученики Его, говоря: Равви, кто согрешил: он или родители его, что слепым родился?
  3 Ответил Иисус: ни он не согрешил, ни родители его, но это для того, чтобы явлены были дела Б-жии на нем.

(Евангелие от Иоанна, глава 9, перевод еп. Кассиана)

Мы тогда отчасти рассмотрели, чем мог быть вызван вопрос учеников, который звучит довольно странно. Что еще можно почерпнуть из этого короткого диалога? Вопрос и ответ мне напоминают полемику Ийова с его друзьями и последующую отповедь Вседержителя и ему, и им. Друзья Ийова исходили из того, что, раз Ийов страдает, значит, за дело. Заслужил. У Ийова было другое мнение — он точно знал, что невиновен. И читатель тоже это знает, потому что ему, читателю, в прологе Книги Ийова открыто происходившее при Б-жественном дворе на небесах. Мы знаем о споре Б-га с сатаном по поводу праведности Ийова и о назначенном испытании. Черту под отчаянной полемикой между Ийовом и его друзьями подводит Сам Б-г. Ийову он на протяжении нескольких глав делает строгое внушение. В двух словах суть его может быть выражена так: посмотри, кто ты и кто Я? Не подвергая сомнению невиновность Ийова, Б-г утверждает Свое суверенное право делать все, что Он хочет, и не давать отчета. Кстати, о причине своего страдания Ийов, судя по всему, так и не узнал. А на друзей Ийова Б-г разгневался куда больше, чем на Ийова. Казалось бы, почему? Ведь они так рьяно старались защитить Его от нападок Ийова, который, нахал, настаивал на своей невиновности. Почему же Всевышний разгневался?

Вообразите себе человека, который не верит, скажем, во всемирный потоп. Б-г не мог такого совершить! — вопиет этот человек. Вы, говорит он, делаете Б-га каким-то садистом. Но Тора ясно говорит, что потоп имел место, что Б-г действительно его послал. Мы в это верим и не считаем, что Б-г был садистом, Б-же упаси. Но этот человек в потоп не верит и, по его мнению, если бы Б-г послал потоп, то был бы садистом. Так кто же оскорбляет Его таким образом — тот, кто верит в потоп, или тот, кто не верит?

Друзья осуждали Ийова. По их мнению, если бы Ийов говорил правду и в самом деле был невиновным, то Б-г был бы несправедливым. Этого не может быть, значит, Ийов виновен и просто врет, выгораживая себя. Но Б-г ведь знал, что Ийов в самом деле невиновен! Значит, по логике друзей Ийова, Б-г должен быть несправедлив. Таким они объявили Его, желая оправдать.

А все почему? Потому что у них не хватило фантазии понять, что у Б-га могут быть разные соображения и причины подвергнуть Ийова страданиям, помимо наказания за грехи. И Он, Б-г, как Творец и суверенный господин мира, имеет на это право.

И вот наконец мы возвращаемся к встрече Йешуа и Его учеников со слепым нищим. Как и друзья Ийова, ученики полагают, что слепец страдает за грехи. Вопрос только в том, чьи это грехи — его или родителей. Но Йешуа приоткрывает завесу: всю жизнь этот бедолага был слепым для того, чтобы вот сейчас, в эту самую минуту, проходящий мимо Машиах исцелил его во славу Б-га на глазах восторженной толпы.

Это может показаться жестоким, но нам следует помнить, что не Б-г существует для нас, а мы для Б-га. Что Он в своем праве. Кстати, в данном случае страдания слепца с последующим исцелением в конечном счете послужили благу большого числа людей.

Итак, имеет место расхождение во мнениях о причине страданий — от примитивного, только как наказания за грехи, до более глубокого, признающего наличие таинственного божественного провидения. Это расхождение отразилось в рассуждениях мудрецов о «еще одном великом слепом» — праотце Йицхаке. Одни считали, что его зрение ослабло «за мзду» — то есть за отдание предпочтения Эсаву перед Яаковом, потому что Эсав кормил отца вкусной дичью. Другие — что глаза Йицхака повредили слезы ангелов, когда он лежал связанный на жертвеннике. Третьи — что Б-г лишил Йицхака зрения, чтобы избавить его от необходимости ходить в людные места и слышать толки о его сыне-злодее, Эсаве. Еще иные считали, что его ослепило лицезрение Шехины.

Сказал рабби Ханина бар Папа: … Отчего притупились глаза Ицхака? Чтобы пришел Яаков и взял благословение: «И было, когда Ицхак состарился…»

(Берешит Раба 65:8, перевод Я.Синичкина и А.Членовой)

Эта версия больше всего напоминает объяснение Йешуа: здесь Б-г ослабил зрение Йицхака, чтобы однажды он благословил по ошибке Яакова вместо Эсава, там — человек был слеп от рождения, чтобы однажды мимо проходил Йешуа и исцелил его во свидетельство Своего мессианства.

 

Дмитрий Резник

Август 2016, Чешир, Коннектикут

 

Реклама

ЗРЕНИЕ И ПРОВИДЕНИЕ: 2 комментария

  1. Сатана утверждал, что Иов потеряв материальные благословения и здоровье отвернётся от Бога и Бог допустил чтобы Сатана забрал у него материальное благополучие и здоровье и реакция Иова была проверена.

    Нравится

    • Так и есть. Только когда мы имеем делом с абсолютным Сувереном, «допустил» = «сделал». Сатана — не равноправный переговорщик, но слуга, без воли Б-га не могущий сделать ничего.

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s