БЕЗДУХОВНОСТЬ

В предыдущем сообщении мы говорили о том, что автор четвертого Евангелия хорошо знал еврейскую традицию. Это отразилось в его тексте, несмотря на то, что писал он для нееврейской аудитории. Сегодня мы увидим, как знание еврейских источников проливает свет на понимание еще одного отрывка.

   37 В последний же, в великий день Праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: если кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет.
   38 Кто верует в Меня, как говорит Писание, из чрева его потекут реки воды живой.
   39 Это сказал Он о Духе, Которого должны были получить верующие в Него. Ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен.

(Евангелие от Иоанна, глава 7, перевод еп. Кассиана)

Дело происходит в праздник Суккот, точнее, в седьмой день его, назывемый Ѓошана Раба. Йоханан делает загадочное утверждение, что в то время «еще не было Духа». Чтобы как-то прояснить это, создатели русского Синодального перевода добавили курсивом «на них», мол, Святой Дух-то был, а не было его на учениках Йешуа, не время еще было. Но лучшее ли это объяснение? Еврейская традиция представляет дело иначе.

Наши рабби учили: со времени смерти последних пророков Хагая, Зехарьи и Малахи Святой Дух отошел от Израиля, всё же они могли использовать Бат Коль (небесный глас).

(Сота 48б, то же в Санѓедрин 11а)

Под Святым Духом здесь (как, впрочем, и в Танахе, и в Новом Завете) понимается пророческий дух, вдохновение свыше. После ухода упомянутых пророков новых не было, так что Израилю оставался только небесный голос, время от времени наставлявший его. А небесный голос считался низшей степенью откровения по сравнению с пророчеством. Я полагаю, что именно это имеет в виду Йоханан, говоря об отсутствии Святого Духа до воскресения Йешуа и последующих событий в праздник Шавуот. У Луки мы, правда, встречаем людей, охваченных пророческим экстазом, но это ведь уже другая традиция, мы же рассматриваем подход Йоханана.

Йешуа в Своей речи упоминает живую воду, так что не зря многие считают1, что это было сказано по случаю обряда возлияния воды на жертвенник, совершавшегося в дни праздника Суккот. Об этом обычае сказано:

Как совершался обряд возлияния воды? Золотой сосуд емкостью в три лога наполнялся водою из Силоама; по достижении Водяных ворот трубили «текиа» , «теруа» и опять «текиа»; затем он (священник) всходил на кевеш и обращался налево. Там находились две серебряные чаши [р. Иуда говорит: они были известковые (гипсовые) и только почернели от вина], которые были снабжены отверстиями наподобие малых ноздрей, одна имела отверстие пошире, другая поуже, дабы из обеих содержимое выливалось одновременно; западная служила для воды, а восточная—для вина. Если вода была вылита в чашу для вина, а вино в чашу для воды, то долг считается исполненным. Р. Иуда говорит: в течение всех восьми дней лили (воду) из сосуда емкостью в один лог. Совершающему возлияние говорили: «подыми руку!», ибо раз один вылил воду себе на ноги, и весь народ закидал его этрогами.

(Мишна Сукка 4:9, перевод Н. Переферковича)

Кто не видал веселия бет-шоэвы (дома черпания — Д.Р.), не видал никогда веселия.

(Мишна Сукка, 5:1, перевод Н. Переферковича)

Йоханан видит в живой воде, которую предлагает Йешуа, метафору, обозначающую Святой Дух. И такое же связывание возлияния воды в праздник Суккот со Святым Духом мы находим в мидраше:

Другое толкование слов: «и веселись в праздник твой»: здесь разумеется веселие бет-шоэвы; это название произошло оттого, что там они почерпали духа святого, по стиху (Ис. 12, 3): «И в радости будете почерпать… из источников спасения».

(Мехильта к Втор. 16:13-17 (Мидраш Таннаим), перевод Н. Переферковича)

Пророческое откровение после воскресения Йешуа действительно вернулось относительно ненадолго в Израиль — как предвосхищение мощного пробуждения и излияния Святого Духа во время установления грядущего мессианского царства.

1. См. например «Евангелие от Иоанна в культурной и риторической перспективе», стр. 195 The Gospel of John in Cultural and Rhetorical Perspective By Jerome H. Neyrey.

Дмитрий Резник

Июль 2016, Чешир, Коннектикут

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s