ДЕВЯНОСТО ДЕВЯТЬ

2 И роптали фарисеи и книжники, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
3 И сказал Он им такую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не покидает девяноста девяти в пустыне и не идет за пропавшей, доколе не найдет ее?
5 И найдя, он берет ее на плечи радуясь,
6 и придя к себе в дом, созывает друзей и соседей и говорит им: «порадуйтесь со мной, потому что я нашел овцу мою пропадавшую».
7 Говорю вам, что так на небе радость будет больше об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, которые не нуждаются в покаянии.

(Евангелие от Луки, глава 15, перевод еп. Кассиана)

Мы имеем дело с одной из нескольких притч Йешуа, которые можно было бы объединить условно под общим названием «притчи о фарисеях и мытарях». Причем фарисеи в данном случае не пресловутые лицемеры, напоказ формально соблюдающие заповеди, а по-настоящему благочестивые люди, всю жизнь стремящиеся следовать воле Б-га, в Его заповедях выраженной.

Из притчи и ее контекста ясно, что пропавшая овца — это грешники, всякие сборщики податей, блудницы и прочие подонки общества. Для таких людей Йешуа оставляет открытой дверь в Царство Небес, куда они могут войти, если раскаются. Но остальные девяносто девять овец — кто они? По словам Йешуа, они соответствуют «праведникам, не имеющим нужны в покаянии». Эта фраза находится в противоречии с общепринятой христианской точкой зрения, утверждающей, что все люди — погибшие грешники, раз «нет праведного ни одного». «Толковая Библия» под редакцией Лопухина по поводу этого стиха сообщает: «притча оставляет в стороне вопрос о том, есть ли такие праведники» (Толковая Библия, Толкование на Евангелие от Луки). МакДональд идет дальше, вовсе отменяя сказанное Йешуа о 99-и и заменяя тем, во что он верит:

Урок прост: небеса радуются об одном кающемся грешнике и не испытывают никакой радости о девяноста девяти грешниках, которые никогда не осознавали свое погибающее состояние. Стих 7 вовсе не означает, что есть люди, которым не нужно каяться. Все люди грешны, и все должны покаяться, чтобы спастись. Стих описывает тех, кто думает о себе, что не имеет нужды в покаянии.
(Комментарий МакДональда на 15 главу Евангелия от Луки)

Есть хорошие основания считать, что традиционные комментарии, образцы которых мы привели выше, неправы. Допустим, праведники, не имеющие нужны в покаянии — на самом деле не праведники, но возомнившие о себе хвастуны. Но есть у Луки еще одна притча, близнец нашей притчи, притча о блудном сыне. В ней пропащий грешник представлен в образе непутевого сына, а благочестивый фарисей — в лице ревнивого старшего брата. Старший брат, который всю жизнь честно работал на своего отца, не может перенести, что его брат-бродяга вдруг принят с распростертыми объятиями отцом. И отец, выслушав его претензии, не обрывает его, мол, это ты так думаешь, что усердно работал на меня, а на самом деле ты лоботряс почище брата. Нет, отец успокаивает: «дитя мое, ты всегда со мною, и все мое — твое, но надо было возвеселиться и возрадоваться тому, что брат твой этот мертв был и ожил, пропадал и нашелся» (15:31-32). Этот старший брат, который не может примириться с прощением младшего, соответствует фарисею, из тех, что упрекали Йешуа в якшаньи с отбросами общества. Как и девяносто девять овец, то есть девяность девять праведников, не имеющих нужды в покаянии. Отец говорит старшему сыну-фарисею: ты всегда со мною, и все мое — твое. Согласно притче, у старшего сына все в порядке. Как и у девяноста девяти овец, которые находятся в безопасности, и потому их смело можно оставить и отправляться в спасательную экспедицию за их пропавшей товаркой.

Речь не идет, конечно, о том, что благополучный фарисей идеален и что ему никогда не в чем каяться. Суть в другом. Мытарям и блудницам, как ведущим нечестивый образ жизни, требовалось этот образ жизни радикально изменить, обратившись к служению Б-гу. Фарисей занимался служением Б-гу всю жизнь. При всех недостатках он находился на правильном пути. Именно в этом смысле он не имел нужды в покаянии. Об этом и говорил Павел, отрекомендовавшись как «фарисей, сын фарисея», который «по всей доброй совести прожил жизнь пред Б-гом» (Деян 23:1, 6).

Удивительно сходную притчу мы находим у рабби Юдана:

«И был Господь с Йосефом» (Берешит, 39:2)
А с другими коленами нет? Сказал рабби Юдан: — [Это подобно] погонщику, у которого было двенадцать скотин, груженных вином. Одна из них зашла в лавку к нееврею. Оставил тот одиннадцать [остальных] и пошел за ней. Сказали ему: — Что же ты оставляешь одиннадцать и идешь за одной? Сказал он им: — Эти на улице, и не беспокоюсь я, что их вино сделается жертвой для идолов; но у той, что зашла в лавку к нееврею, я беспокоюсь, что вино ее сделается жертвой для идолов. Так и эти [колена] — взрослые и при отце, а тот — маленький и сам по себе. Поэтому: «И был Господь с Йосефом». 

(Берешит Раба 86:4, перевод Я.Синичкина и А.Членовой)

Как мы видим, в этом мидраше Б-г занят именно Йосефом, потому что его братья находятся в благополучии и под присмотром отца. Так добрый пастырь из притчи Йешуа ищет потерянную овцу, не переживая об оставленных девяноста девяти. Так отец блудного сына празднует его возвращение, в то время как старший сын был в полном порядке все время.

Дмитрий Резник

Октябрь 2016, Чешир, Коннектикут

5 Replies to “ДЕВЯНОСТО ДЕВЯТЬ”

  1. Спасибо Дима за этот комментарий. Как всегда твой острый ум уловил, что здесь речь не идёт, как утверждают многочисленные комментарии о спасении, а о расстановке приоритетов. Спасибо, что в такой доступной форме поделился с нами.

    Нравится

  2. Попробуй поразмышлять еще в направлении пропорций тех потерь, которые отражены в идущих одна за одной трех притчах (которые, на самом деле, ОДНА — Лук. 15:3):

    1% — 10% — 50%

    Нравится

Оставьте комментарий